Редактор материалов Slate в 3ds Max 2011

 С появлением 11 версии 3DS MAX, у многих возникли трудности по поводу нового интерфейса редактора материалов. Несмотря на то, что теперь их два, старая версия тоже осталась, все же пришло время разобраться и в новом, тем более, что так кстати мне подвернулся очень неплохой урок.

Ольга. 

Автор: Владислав Константинов

С появлением 3ds Max 2011 редактор материалов обрел новый, совершенно непривычный для пользователей старых версий вид. Появилась Нодовая структура, позволяющая представить материалы, карты и другие вспомогательные функции в виде узлов (Нодов) на блок-схеме, связывать их между собой в цепочки. Теперь вся ветвь материала наглядна и легко обеспечивает доступ к любому узлу схемы материала.

Вернуться к прежнему виду Редактора Материалов можно через меню Modes (Режимы) > Compact Material Editor (Компактный режим).

Slate Material Editor

Рис.1 Slate Material Editor

По умолчанию Slate включает в себя четыре окна-свитка:

Material/Map Browser (Браузер материалов/карт) – несколько свитков со списками материалов, карт. Также здесь есть свиток с материалами, которые уже задействованы в сцене.

View (Вид) – поле, где располагаются цепочки образованные нодами. Есть возможность создать несколько вкладок с окнами.

Navigator (Навигатор) – все окно View в малом масштабе. Позволяет эффективно перемещаться по области окна с нодами. Идентичен Навигатору в Photoshop.

Parameter Editor (Редактор параметров) – свиток со списком параметров выбранного нода. По сути это и есть редактор материалов предыдущих версий 3ds Max.

Slate включает в себя четыре окна-свитка

Рис.2

При желании все окна Slate, кроме окна View можно закрыть, нажав на крестики в углу окон. Восстановить их можно через меню Slate’a: Tools (Инструменты). Либо с помощью горячих клавиш O, P, N.

Показать/скрыть окна Браузера и Редактора можно и на панели Slate – Рис.2.

Как создать Ноду материала или карты?

В Slate есть для этого два способа:

1) Перетащите мышью материал нужного типа из Браузера (Material/Map Browser) в окно View. Таким же образом перетащите требуемые карты.

Создание Нод

Рис.3 Создание Нод

2) Правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню – Рис.4. Далее выберите, Материал или Карту вы ходите создать. Потом из списка выберите требуемую Ноду. Выбранная Нода появится на поле окна View.

Создание Нод

Рис.4 Создание Нод

Удалить Ноду можно клавишей Delete, предварительно выделив. Выделить несколько Нод можно, общелкав их с зажатой клавишей CTRL.

Работа с полем View

При необходимости можно создать несколько видов View и дать им имена. Правая кнопка мыши (ПКМ) на панели для вкладок видов > Create New View (Создать новый Вид). Удалить вкладку: ПКМ на вкладке > Delete View (Удалить Вид). Там же можно переименовать вкладку выбрав пункт Rename View (Переименовать Вид).

Вкладки можно менять местами, перетаскивая левой кнопкой мыши.

Slate располагает богатыми инструментами для навигации в окне View - Рис.5.

  1. % Zoom - Масштаб поля View в процентах.
  2. Pan Tool - Панорама поля (также используйте среднюю кнопку мыши или полосы прокрутки – их можно включить в меню View (Вид) > Show Scrollbars (Показать полосы прокрутки)).
  3. Zoom Tool - Масштаб поля (также используйте колесо мыши).
  4. Zoom Region Tool - Масштабирование выделенной области.
  5. Zoom Extents - Масштабировать поле так, чтобы вместились все созданные цепочки Нод. (Используйте клавишу Z).
  6. Zoom Extents Selected - Масштабировать, чтобы вместился выделенная Нода (или несколько Нод). (Используйте клавишу Z при выделенной Ноде или цепочке).
  7. Pan to Selected - Панорамировать к выделенной Ноде.

Управление полем View

Рис.5 Управление полем View

Верхняя панель инструментов

Инструменты Slate (Рис.6.) позволяют не только работать в окне редактора, но и контактировать с объектами в сцене. Назначать материалы, выделять объекты по определенному материалу и т.д.

Инструменты

Рис.6 Инструменты

  1. Select Tool - Инструмент выделения.
  2. Pick Material from Object – Выбрать материал в сцене. Если в поле View нет Нод материала, то после выбора они появятся.
  3. Assign Material to Selection – Применить материал к выделенному объекту (объектам).
  4. Delete Selected – удалить выделенные Ноды.
  5. Move Children – Если активно, то при перемещении родительской Ноды, будут перемещаться и дочерние. (Или используйте CTRL+ALT при перемещении Ноды, чтобы одновременно перемещать и все ее дочерние элементы).
  6. Hide Unused Nodeslots – скрыть неиспользуемые слоты у выделенных Нод.
  7. Show Standart Map in Viewport – если активно, то заголовок выделенной Ноды материала окрашивается бордовой полосой и на объектах, к которым применен материал данной Ноды становится видна карта или материал.
  8. Show Background in Preview – Показать цветной клетчатый фон за эскизом материала в заголовке.
  9. Layout All (Horizontal/Vertical) – Выравнивание всех Нод на поле по горизонтали или вертикали.
  10. Layout Children – Выровнять дочерние Ноды у выделенной Ноды.
  11. Material/Map Browser – показать Браузер Материалов/карт.
  12. Parameter Editor – показать Редактор Параметров.
  13. Select by Material – Выделить объекты в сцене, к которым применен материал активной Ноды.

Как работать с Нодами?

У каждой Ноды есть маркеры выхода, у части также и маркеры входа. Подключить карты к материалу можно, проведя мышью Линию связи от выхода одной Ноды (карты) ко входу другого (материала), зажав левую кнопку мыши (ЛКМ). Маркер входа станет красным и связь установится.

Подключение Ноды

Рис.7 Подключение Ноды

Если при подведении Линии связи маркер принимающей Ноды окрашивается в красный цвет, то значит, что установить связь невозможно.

Разорвать линию связи между Нодами можно выделив ее и нажав клавишу DELETE.

При подключении карты к входам может автоматически появиться вспомогательная Нода-контроллер. На Рис.8. контроллером является нода, управляющая силой воздействия карты на материал.

Нода-контроллер

Рис.8 Нода-контроллер

Выход Ноды материала можно подключить ко входу составного материала, так как материал может сам являться дочерней Нодой в составе другой Ноды. Если же выходную Ноду попытаться соединить с объектом в сцене (Рис.9.) – вы назначите материал.

Одну Ноду можно подключить сразу к нескольким маркерам.

Присвоение материала

Рис.9 Присвоение материала

Если вы не совсем понимаете какую Ноду можно привязать к выходу или входу вашего материала, то попытайтесь вывести Линию связи на свободное место – в открывшемся контекстном меню вы увидите группы всех доступных Нод.

Двойной клик ЛКМ по заголовку Ноды открывает страницу настроек в привычном Редакторе Параметров. Сэкономить место на поле View можно сворачивая Ноды до компактного размера – «Минус» в левом верхнем углу Ноды. Чтобы развернуть нажмите «Плюс».

Копировать Ноды легко – просто переместите Ноду в сторону зажав SHIFT. Или CTRL+SHIFT, чтобы скопировать, минуя связи с дочерними Нодами оригинальной Ноды.

Не забывайте именовать Ноды, чтобы не запутаться, когда их станет больше. Задать имя Ноде можно в контекстном меню Ноды (щелчок ПКМ по Ноде) командой Rename (Переименовать).

Предпросмотр Ноды

Эскиз Ноды или визуализация Ноды представляет собой небольшое изображение в верхней части Ноды. Он показывает пользователю как выглядит Карта или Материал в черновом варианте, помогает сориентироваться с настройками Ноды. Увеличить эскиз Ноды вы можете двойным кликом ЛКМ по нему.

Если при постоянной визуализации эскизов компьютер ваш испытывает значительную нагрузку, вы можете отключить автоматическую отрисовку – Рис.10.

Вкл/откл. отрисовки эскизов

Рис.10 Вкл/откл. отрисовки эскизов

При отключенной отрисовке у вновь создаваемых Нодов вместо эскизов будут изображения серых чайничков - Рис.11. В это же время надпись возле кнопки изменится на RenderQueue: X, где Х число отрисовок ожидающих в очереди. Очередь опустеет только после того как вы снова включите визуализацию эскизов и надпись вернется к Rendering Finished (Отрисовка завершена).

Отрисовка эскизов отключена

Рис.11 Отрисовка эскизов отключена

Вы можете отрисовать эскиз конкретной Ноды в автономном режиме при выключенной автоматической отрисовке. Для это щелкните ПКМ на Ноде и выберите команду Update Preview (Обновить Эскиз).

Понятия Горячего и Холодного материалов

Взгляните на Рис.12 - четыре слегка отличающихся Ноды одинаковых материалов.

Рис.12

  1. Эскиз первой Ноды обрамлен рамкой с четырьмя уголками. Это означает, что материал данной Ноды назначен на объект/объекты в сцене.
  2. Материал второй Ноды также назначен на объект в сцене, но уголки рамки подсвечены белым цветом – это говорит о том, что объекты (или объекты) с данным материалом в сцене выделены.
  3. Заголовок третьей Ноды наполовину помечен красной диагональной полосой. Материал данной Ноды отображается в сцене. И все изменения материала вы будете наблюдать в реальном времени не только на Эскизе, но и на объекте.
  4. И наконец материал четвертой Ноды не применен ни к одному существующему объекту в сцене.

Первые три материалы являются Hot (Горячий), последний Cool (Холодный). Проще говоря, любой материал после присвоения его объекту становится Горячим. «Охладить» материал можно скопировав его.

Резюме

При всей своей логичности и ясности ветвь Нод может разрастаться до бесконечности, образуя сложные разветвления, и даже целое дерево материала – Рис.13, что может запутать неопытного пользователя.

Магический шар

Рис.13

Не забывайте правильно организовывать пространство на поле View и при необходимости создавайте новые вкладки. Сворачивайте до компактного размера редко используемые Ноды или неиспользуемые Слоты. Вы даже можете менять размер отдельной Ноды, потянув за правый нижний уголок.

Когда материал полностью настроен, вы можете спрятать все дочерние ноды материала, чтобы освободить поле. Для этого нажмите ПКМ на Ноде и выберите команду Hide Child Tree (Скрыть дерево дочерних Нодов).

Понятно, что для комфортной работы с редактором Slate необходим монитор с большой диагональю, иначе все плюсы Slate’a превратятся в минусы. Если ваш монитор не позволяет в полной мере использовать новый редактор, лучше работайте в компактном редакторе старого образца. Тем более что на качестве вашей работы на выходе это никак не скажется.

Вы здесь: Home Статьи Редактор материалов Slate в 3ds Max 2011